Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы работы обусловлена тем, что вопрос о системе источников права и их значении в урегулировании общественных отношений, в настоящее время, остается одним из наиболее дискуссионных и спорных в науке юриспруденции. Так, в научной среде не выработано единообразного подхода среди ученых к определению сущности понятия «источник права», не сформировано единства мнений исследователей относительно тенденций модернизации старых и появления новых источников права, не представлено единого видения относительно понимания сущности нормативного правово-го акта как источника права.
Объектом данной работы являются общественные отношения, регулируемые источниками права.
Предметом работы являются источники права, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Вопрос о теоретических подходах к нормативно-правому акты как источнику права актуален по сей день, потому что его решение является основой практической юриспруденции. Кроме того, в процессе обучения юриспруденции его знание развивает практическое мышление будущих юристов.
Степень научной разработанности темы. Вопросы теоретического обоснования места и роли нормативных правовых актов в системе источников права, являются предметом исследования многих выдающихся правоведов. К этой тематике обращались в своих работах С.С. Алексеев, М.И. Бай-тин, С.А. Боботов, А.Б. Венгеров, Н.В. Витрук, В.М. Корельский, В.В. Лаза-рев, Н.И. Матузов, А.В. Малько, М.Н. Марченко, В.Н. Хропанюк и другие. В то же время многие проблемы нормативного правого акта как источника права остаются недостаточно исследованными.
Целью данной работы является изучение основных аспектов понимания нормативного правового акта как источника права.
Задачами работы ставится:
- рассмотреть понятие нормативного правового акта и его признаки;
- раскрыть особенности нормативного правового акта как источника права;
- изучить классификацию нормативных правовых актов;
- рассмотреть нормативные правовые акты федерального уровня как элементы системы источников договорного права;
- выявить роль нормативного правового акта в правовой реальности.
В процессе выполнения курсовой работы использованы следующие методы: историко-правовой, системный анализ, формально-юридический.
По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованной литературы.
1. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие нормативного правового акта и его признаки
Вопрос определения понятия и признаков нормативного правового акта находится под пристальным вниманием исследователей.
Так в одном из учебников по теории государства и права нормативный правовой акт определяют, как «выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов в которых содержится норма права» .
С точки зрения известного ученого - юриста Н.И. Матузова «нормативным правовым актом является правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение» .
Анализ научно-теоретических работ и официально правовых подходов свидетельствует об отсутствии единого концептуального понимания рассматриваемой правовой категории.
С учетом изложенного мы склоняемся к пониманию нормативного правого акта изложенного С.В. Бошно «нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый в определенной законом форме и процедуре компетентным органом государственной власти, местного само-управления, их должностных лиц, а также граждан в порядке референдума, направленный на возникновение, изменение или отмену обязательных правовых предписаний, рассчитанный на многократное применение, длительное существование, регулирование общественных отношений, нуждающихся в государственно - организационном воздействии» .
По своему содержанию и форме нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:
- «имеет письменную форму;
- имеет атрибуты, позволяющие его выделить из множества других нормативно-правовых актов, - наименование акта, название издавшего его органа, дату принятия, номер, подпись соответствующего должностного лица и т.д., то есть имеет определенные реквизиты;
- обладает определенной юридической силой в зависимости от уровня принявшего его органа и места акта в системе нормативно-правовых актов;
- имеет внутреннюю структуру – разделы, статьи, части статей, которые содержат нормы права;
- имеет определенный предмет регулирования, то есть соответствующую сферу общественных отношений;
- действует в течение определенного срока, который указывается в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом;
- охватывает своим действием конкретную» .
Под системой нормативно-правовых актов понимается их определенная упорядоченная совокупность, сгруппированных, определенным образом в зависимости от тех или иных критериев.
Одним из признаков дифференциации всех нормативно-правовых актов является их принадлежность к той или иной отрасли права – конституционные, административные, гражданско-правовые, трудовые нормативно-правовые акты. Однако это не единственный признак, по которому группируются нормативно-правовые акты.
Общепринятой является классификация нормативных актов по отраслям права: «конституционные, гражданско-правовые, уголовные и другие и по методу правового регулирования: императивные - нормы права, содержащие в себе предписания властного характера, диспозитивные - нормы автономного характера, заключающиеся в свободе выбора модели поведения, поощрительные - нормы, предусматривающие поощрение за полезную модель поведения. Распространенной является классификация по времени действия: постоянные - нормы, содержащиеся в законах и рассчитанные на многократное применение и - временные - нормы, действующие определенный срок» .
Все авторы согласны с классификацией норм права, в основанием ко-торой является субъект правотворчества, согласно этому подходу выделяют федеральные, они принимаются только федеральными органами власти, региональные - принимаются органами власти субъектов федерации, местные - принимаются муниципальными органами власти и локальные - принимаются на уровне организаций, предприятий, учреждений.
Под системой нормативно-правовых актов понимается их определенная упорядоченная совокупность, сгруппированных, определенным образом в зависимости от тех или иных критериев.
Одним из признаков дифференциации всех нормативно-правовых актов является их принадлежность к той или иной отрасли права – конституционные, административные, гражданско-правовые, трудовые нормативно-правовые акты. Однако это не единственный признак, по которому группируются нормативно-правовые акты. Другое основание деления нормативно-правовые актов – по субъектам их издания: акты органов государством; санкционированные государством акты общественных организаций; акты органов местного самоуправления; акты непосредственного народного воле-изъявления (например, референдумов). К данной классификации примыкают и более конкретизированные деления актов по издавшему их органу: акты парламенты, правительства, министерства, муниципального органа
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон от 30 нояб. 1994 № 51—ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федер. закон от 26 янв. 1996 г. №14—ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — 29 янв. — №5. — Ст. 410.
4. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2021. – № 27 (ч. 2). – Ст. 5351.
Материалы судебной практики
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» // Российская газета. – 2019. – № 6. – 15 янв.
Литература
6. Альбов А.П. Теория государства и права в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник и практикум для среднего профессионального образования. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 134 с.
7. Бабурин С. Н. Конституционная реформа 2020 г. в Российской Федерации как путь укрепления нации // Конституционное и муниципальное право. – 2021. – № 1. – С. 3–6.
8. Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: «Зерцало», 2004. – 582 с.
9. Бошно С. В. Правоведение: основы государства и права : учебник для академического бакалавриата. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 487 с.
10. Галимов А.Г. Понятие нормативного правового акта в юридической науке и практике в контексте принципа законности // Вестник экономики, права и социологии. – 2018. – № 4. – С. 137–140.
11. Гарашко А. Ю. Закон как средство конкретизации и реализации Конституции // Международный журнал конституционного и государственного права. – 2018. – № 4. – С. 49–54.
12. Ильина Т. Н. «Закон и Указ»: Нормативные акты Российской им-перии // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. – 2015. – № 12. – С. 95–106.
13. Коваленко А. И. Теория государства и права: вопросы и ответы. – М.: ТЕИС, 1996. – 464 с.
14. Котляр Е.М. Понятие и виды правоприменительных актов в отечественной правовой системе // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. – № 10(50). – С. 169–174.
15. Кузьмин А.В., Грошков Н.Н. Формирование системы источников правового регулирования режима повышенной готовности к чрезвычайным ситуациям // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of Le-gal and Economic Studies. – 2021. – № 2. – С. 11–21.
16. Кузьмин А.В., Ушаков Н.А. Нетипичные источники в системе формально– юридических источников российского права // Социология и право. – 2022. – Т. 14. – № 1. – С. 78–83.
17. Малько А.В. Теория государства и права. Учебник М: Проспект, 2017. – 287 с.
18. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. Том 1. Государство. – М: Проспект, 2021. – 744 с.
19. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2019. – 583 с.
20. Проект Федерального закона Российской Федерации «О норма-тивных правовых актах в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420243605 – дата обращения 19.05.2023.
21. Рубанцова Т. А. Теория государства и права. Учебное пособие. – Новосибирск.: СГУПС, 2018. – 437 с.
22. Семенов В. А. Право и закон: необходимый дуализм // Философские науки. – 2019. – Вып. 62 (3). – С. 56–76.
23. Теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева – М.: Право и Закон, 2016. – 516 с.
24. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – 3–e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ Инфра–М, 2019. – 523 с.
25. Чернова Э.Р., Глушко А.С. особенности нормативно–правового акта как источника российского права // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 6 (23). – С. 721–723.
26. Ershov V. V. Legal Understanding, Law Making and Law Implemen-tation // Justice. – 2021. – Т. 3. – № 1. P. 14–30.